Телевидение высокой чёткости (High-Definition Television, HDTV), или телевидение повышенной чёткости, телевидение в высоком разрешении - набор стандартов телевизионного вещания повышенного качества посредством цифровых каналов связи (кабельные, спутниковые сети, цифровые носители).
Передача на дальние расстояния:
Передача видеосигнала ТВЧ на дальние расстояния (от вещательной станции до приёмника конечного пользователя) осуществляется, как правило, в сжатом цифровом виде. Сжатие видео на порядок снижает требования к ширине канала передачи (с 250 Мбит/сек до 15—25 Мбит/сек), при этом качество изображения остаётся приемлемым.
Общепринятый стандарт кодирования видео в ТВЧ-формате - кодек H.264.
Для передачи ТВЧ в основном используются каналы цифрового телевещания (DVB), в том числе:
цифровое спутниковое телевидение (DVB-S, DVB-S2)
цифровое кабельное телевидение (DVB-C)
цифровое эфирное телевидение (DVB-T)
Так как вещание ТВЧ осуществляется в цифровом виде, то для передачи контента годится практически любой цифровой канал с достаточным уровнем качества (QoS), то есть достаточной ширины (15—25 МБит/сек, в зависимости от степени сжатия) и гарантирующий определённый приемлемый уровень задержки сигнала (1—10 секунд, в зависимости от размера буфера приёмного устройства и требований к задержке сигнала).
Передача на короткие расстояния:
Передача ТВЧ-сигнала на короткие расстояния (от приёмника пользователя к дисплею) осуществляется в несжатом виде через цифровые интерфейсы (кабели) HDMI и DVI-D. Использование цифровых интерфейсов позволяет полностью избавиться от цифро-аналоговых преобразований на всём пути прохождения сигнала. Так же возможно подключение и по компонентным аналоговым интерфейсам (RGBHV и YPbPr).
Жесткие носители:
Для распространения ТВЧ- контента на носителях были созданы два новых формата - HD DVD и Blu-Ray. Их ёмкость (до 100 ГБ) позволяет сохранять ТВЧ-фильмы. В конце февраля 2008 года Toshiba прекратила поддержку и развитие технологии HD DVD, что ознаменовало победу Blu-Ray носителя.
Форматы ХДТВ:
720p - 1280×720 точек, прогрессивная развёртка, отношение сторон 16:9, частота — 24, 25, 30, 50 или 60 кадров в секунду
1080i - 1920×1080 точек, чересстрочная развёртка, отношение сторон 16:9, частота — 50 или 60 полей в секунду
1080p - 1920×1080 точек, прогрессивная развёртка, отношение сторон 16:9, частота — 24, 25 или 30 кадров в секунду
Разверстка - прогрессивная и чересстрочная:
При прогрессивной развертке все горизонтальные линии видеоряда отображаются одновременно, что позволяет избежать артефактов на движущихся объектах, исключить такие вещи как - мерцание и дрожание «картинки». А при чересстрочной - показываются попеременно четные и нечетные строки. Небольшая задержка между обновлением строк создает искажение, которое называют еще «эффектом расчески». Это происходит из-за того, что только половина строк сохраняет связь с движущимся объектом, а половина в этот момент обновляется. Чересстрочную развертку часто называют «интерлейс» или «интерлейсинг». Она была изобретена для показа изображения на ЭЛТ, то есть кинескопах. Системы цветности PAL, SECAM и NTSC относятся к стандартам с чересстрочной разверткой. Но технологии, позволяющие имитировать «прогрессив», используются во всех современных устройствах отображения видеосигнала. К примеру, таких как проекторы или ЖК-телевизоры. Процесс перевода из чересстрочной в прогрессивную развертку получил название «деинтерлейсинг». Качество преобразования зависит от правильной реализации алгоритма перевода. Например, внешние видеопроцессоры (или специализированные системы, встроенные в проекторы, плоские ТВ высшего класса) обычно побеждают интерлейсинг на по всем показателям, демонстрируя на выходе практически идеальную с точки зрения целостности «картинку». В то время как недорогие, бюджетные решения зачастую не справляются со своими обязанностями и через чур «размазывают» видеоряд. Это особенно заметно на динамичных сценах. Именно такие недорогие преобразователи породили миф о том, что проблема чересстрочной развертки заключается в «замыливании» изображения. Что касается официально принятых обозначений, то чересстрочную развертку обычно маркируют символом «i» (interlace) после указания вертикального разрешения, например, 720i. А прогрессивной, соответственно, досталась буква «p»,(progressive) Например: 720p.
HDMI:
Интерфейс передачи контента HDMI (High Definition Multimedia Interface) появился в 2002 году как современная альтернатива SCART. Как и предшественник, HDMI предназначен для передачи видео (стандартного или высокого разрешения) и аудио-сигналов по общему кабелю с удобными разъемами. Только, в отличие от SCART, в новом интерфейсе все сигналы транслируются в цифровом виде. Форматы видеоданных не отличаются от таковых в распространенном протоколе DVI. Это может быть цифровой компонентный (Y/Pb/Pr) или цифровой RGB-поток. Максимальная цветовая палитра в режиме Deep Color имеет разрядность 48 бит (до 12 бит на каждый цветовой канал RGB), стандартная — 24 бит. Передаваемые вместе с видео-потоком звуковые дорожки могут быть двухканальными (стерео) или многоканальными (до 7.1), любых форматов, включая SACD и DVD-Audio. Так же, по HDMI осуществляется управление устройствами при помощи протокола CEC (Consumer Electronic Control). Максимальная пропускная способность интерфейса HDMI составляет 10,2 Гбит/с. Все, о чем написано выше, характерно для HDMI последней версии - 1.3, спецификации которой были утверждены летом 2006 года. Кроме всего прочего HDMI 1.3 добавилась поддержка новых форматов цифрового звука Dolby TrueHD и DTS-HD.
Качество аудио:
Dolby Digital - известный так же как AC3 или DD. На данный момент самый популярный формат многоканального звука, так как в свое время стал основным для формата DVD-Video. Первый фильм со звуковой дорожкой Dolby Digital мир увидел в 1992 года. Название Dolby получил, по фамилии создателя исследовательской лаборатории - Рэя Долби. Спецификация Dolby Digital подразумевает максимальное число каналов, равное шести. Из них пять - полнодиапазонные, для основных колонок, а один – вспомогательный, для низкочастотный. Это есть - канал сабвуфера. Для сжатия аудиоинформации применяется очень эффективный алгоритм кодирования АС3, но в связи невысокого битрейта (объема цифровых аудиоданных, передаваемых за определенный промежуток времени, в данном случае - за одну секунду) годным такой формат можно назвать лишь для кино. И то воспроизводимых на недорогих системах. На музыкальных программах в формате Dolby Digital слишком заметны огрехи в звучании высоких частот, потеря мелких звуковых деталей и обертонов голосов и инструментов. Но для своего времени Dolby Digital был прорывом. Уже хотя бы потому, что имел полностью независимые аудиоканалы.
Dolby Digital Surround EX - улучшенная версия Dolby Digital. Параметры аудио-потока и качество звучания не изменились, но зато появилась поддержка 6.1 ch. Получение дополнительного канала, а именно тылового центра, происходит матричным путем – так же как и в Dolby Pro Logic. То бишь, «бонусный» аудиоканал изначально отсутствует в фонограмме как независимый, а на стадии декодирования вычленяется из двух тыловых. В домашнем кинотеатре 7.1 «синтезированный» тыловой канал подается на тыловую пару АС в монорежиме. При этом боковые колонки окружающего звука воспроизводят отдельные дорожки, предназначенные для них.
Dolby Digital Plus - более поздняя разработка, обеспечивающая полноценное звучание 7.1, где все каналы независимы. Из-за увеличения битрейта, а так же разрядности потока качество звука заметно улучшилось, позволяя удовлетворить киноманов аудиофилов. Именно Dolby Digital Plus можно считать базовым для Blu-ray и HD DVD.
Dolby TrueHD - самый совершенный аудиофромат Dolby, который стал доступен лишь с появлением Blu-ray и HD DVD. Огромный битрейт, высокие частота дискретизации и разрядность потока, а также алгоритм кодирования без потерь, позволили довести качественную составляющую такой звуковой дорожки до уровня студийной фонограммы. Многоканальные записи в Dolby TrueHD сравнимы с аналогичными записями в формате DVD-Audio и, само собой, звучат существенно лучше, нежели Audio CD.
DTS - конкурент с Dolby Digital, представленный фирмой Digital Theater System. Структура распределения каналов здесь аналогичная (5.1), но качество звука заметно выше за счет более высокого битрейта и другого алгоритма кодирования аудиоданных.
DTS-HD - алгоритм кодирования который возможно соотносить с Dolby Digital Plus. В сравнении с традиционными DTS и DTS-ES новый DTS-HD обладает существенно большим потенциалом по части передачи звуковых нюансов. Такого качества звука достаточно для озвучивания подавляющего большинства кинофильмов, даже с использованием аппаратуры High End класса.
DTS-HD Master Audio - даёт побитовое совпадении фонограммы, содержащейся на таком носителе как Blu-ray и студийного варианта. Что не удивляет, так как здесь, как и в Dolby TrueHD, используется алгоритм кодирования без потерь.
LPCM - несжатые аудиопотоки. В основе LPCM - импульсно-кодовая модуляция. По структуре этот поток такой же, как и Audio CD, но значительно более высокого разрешения. По качеству звучания такая фонограмма мало отличается от фонограмм в форматах Dolby TrueHD и DTS Master Audio. В восьмиканальном варианте на Blu-ray может размещаться звуковая дорожка LPCM с максимальными параметрами потока 24 бит / 192 кГц, хотя в многоканальном режиме чаще используется 24 бит / 96 кГц.
И так что мы имеем ввиду обозначая на сайте тот или иной файл - Blu-ray, Remux, BDRip 1080p, BDRip 720p:
Blu-ray или HD DVD – Стандарт качества видео высокой четкости. Очень четкая картинка с разрешением 1920x1080 точек. В данном случае подразумевается точная копия диска со всей его структурой.
Remux - Пересобранные потоки оригинального BlyRay диска без меню в контейнер, как правило, TS, MKV или m2ts. Видео идентично оригиналу. Никаких потерь в качестве.
1080p - рипы (Blu-ray и HD-DVD соответственно). С сжатыми видео и аудио потоками с целью уменьшения объёма файла, но при этом видео оставляется в разрешение FullHD (1920 точек по ширине).
720p - рипы (Blu-ray и HD-DVD соответственно). С сжатыми видео и аудио потоками с целью уменьшения объёма файла, при этом видео оставляется в разрешение FullHD Ready (1280 точек по ширине).
Всё что ниже качеством нас не интересует.
DVD-Audio:
DVD-Audio - цифровой формат DVD, созданный специально для высококачественного воспроизведения звуковой информации. Диск формата DVD-Audio позволяет записывать фонограммы с различным числом звуковых каналов (от моно до 5.1).
Поддержка многоканального звука является важным преимуществом DVD-Audio перед предыдущими форматами. Наличие 5 колонок позволяет позиционировать звуки в трёхмерном пространстве, что даёт две новые возможности : точная передача акустики помещения и создание новых звуковых образов за счёт сплетения спецэффектов с самим музыкальным содержанием. Человеческий слуховой аппарат имеет два уха, поэтому двух звуковых каналов должно хватать для передачи полной информации акустической картины, однако сложность человеческого слухового аппарата позволяет улавливать малейшие искажения акустической картины, поэтому зона стереоэффекта при использовании двух каналов оказывается мала.
Lossless
Lossless - сжатие без потерь (Lossless data compression) - метод сжатия информации, при использовании которого закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. При этом оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состояния. Этот тип сжатия принципиально отличается от сжатия данных с потерями. Для каждого из типов цифровой информации, как правило, существуют свои оптимальные алгоритмы сжатия без потерь.
Для просмотра HD фильмов на компьютере необходимо установить нужные плееры и кодеки. Вы всегда можете скачать кодеки и плееры с сайта наших друзей.
После этой небольшой «политинформации» надеюсь о форматах и качествах вам стало более-менее понятно. Пора скачать Аватар hd к примеру и приобщиться к качеству уже на практике!